4 февраля 1905 года на территории Кремля неожиданно прогремел взрыв. Еще большей неожиданностью стали известия, что от бомбы скончался знатный представитель императорского дома, великий князь Сергей Александрович. Его карету атаковал неизвестный прохожий, не оставив благородному пассажиру шансов на спасение.
Великий князь Сергей Александрович
Незадолго до этого Сергей Александрович оставил высокий пост московского генерал-губернатора, который занимал на протяжении 14 лет. Фактически он заведовал всеми гражданскими и военными делами Москвы. На высоком посту он отличался консервативными взглядами и армейскими замашками. В истории он отметился тем, что допустил страшную давку на Ходынском поле во время празднеств по случаю коронации его племянника Николая II. По следам этих событий в народе его прозвали «князем Ходынским».
Метателя бомбы схватили на месте, но следствие затянулось. Личность арестованного выяснили только спустя полтора месяца после задержания. Им оказался Иван Каляев, участник боевой организация партии эсеров. Ранее террористы из боевой организации убили министров внутренних дел Д.С. Сипягина (1902 год) и В.К. фон Плеве (1904 год), уфимского губернатора Н.М. Богдановича (1903 год). И следующей жертвой стал великий князь Сергей Александрович.
7 февраля в тюремных условиях состоялась встреча террориста с вдовой великого князя Елизаветой Федоровной. Великая княгиня хотела увидеть убийцу, передать ему прощение от имени погибшего мужа и оставить Евангелие. Газеты освещали этот визит как победу великой страдалицы над раскаявшимся преступником. Позднее партия эсеров опубликовала письмо Каляева к великой княгине, в котором содержалось опровержение этой точки зрения.
Суд над преступником прошел быстро. Приговором Особого присутствия Правительствующего сената обвиняемому назначена смертная казнь. Кассационная жалоба была отклонена. Ни прошение вдовы убитого великого князя о помиловании, ни попытки властей добиться от Каляева подачи им лично прошения о помиловании не возымели успеха. Смертный приговор приведен в исполнение 23 мая 1905 года в Шлиссельбургской крепости.